EngineerSpock

История АйТи: ZXSpectrum

Бинарный салют, друзья! На связи Инженер Спок.

Мы уже открыли с вами множество серий статей на разные темы и ещё больше анонсировали, но, несмотря на всё это, сегодня мы начинаем ещё одну серию статей: историческую серию, в которой мы будем говорить о различных устройствах, людях, событиях, и явлениях, изменивших, или повлиявших на мир IT.

Лайкосы / Подписки / Курсы

Сегодня мы поговорим о легендарном персональном компьютере ZX Spectrum,

Добавьте описание
 

Билл Гейтс или Стив Джобс? Как вы думаете, чье это детище? Нет, «Спекки», как его тогда ласково называли, был создан сэром Кливом Синклером,

Добавьте описание
 

Вы можете подумать, и что такого удивительного? Ведь собрать ПК – задача не самая сложная! Ага, попробуйте сделать это без интернета и без возможности сделать онлайн заказ. Приходилось не раз ездить на радиорынок, собирать по схемам, чтобы наконец увидеть заветный мигающий курсор.

Коммерческий ZX Spectrum выглядит вот так.

Добавьте описание
 
Добавьте описание
 
 
Добавьте описание
 

Процессор – Z80A с частотой 3,5 МегаГерца.

Добавьте описание
 

Давайте ближе взглянем на клавиатуру.

Добавьте описание
 

C помощью Basic можно было разрабатывать достаточно интересные игры. Вот пример кода на бейсике.

Добавьте описание
 

Программирование увлекало, но, конечно, гораздо интереснее было играть! Где же взять игру? В интернет не выйдешь, на торренте не скачаешь. Главным источником передачи информации служили обычные магнитофонные кассеты.

Добавьте описание
 

Загружалась игра примерно следующим образом:

https://www.youtube.com/watch?v=q6G-YGNrWm8

И вот такой вот звук можно было слушать минут 10, после чего игра запускалась.

Многие с нетерпением наблюдали горизонтальные полосы на протяжении нескольких минут, чтобы наконец приступить к игре. Представьте такое в наше время? Теперь мы готовы ждать только один раз, когда скачиваем и устанавливаем!

***

Итак, игры. Их было разработано много тысяч. На русскоязычный рынок попадали в основном пиратские копии, сделанные механическим путем. Для этого использовали два разных пути. Первый – простой: двухкассетный магнитофон. Второй – более сложный: использование специальной программы – копировщика: сначала загружаем копировщик, потом в него игру, а после ее же записываем на кассету. Процедура занимала минут 10.

Да, позже появились дисководы, но все же большинство использовали кассеты. Их пересылали по почте, брали у друзей, затирали до дыр. Сколько было расстройства, когда где-то терялось всего полсекунды сигнала! Всё, игра не загрузится и работать не будет!

Именно игры, а не возможность писать код – визитная карточка ZX Spectrum! В большинстве своем это не «тупые стрелялки», а достаточно интеллектуальные игры. Одна из них – на экране.

Добавьте описание
 

Таинственность и напряженность не передать. У вас есть база и возможность производить роботов. Задача – так их запрограммировать, чтобы они захватили три базы пришельцев. Ракеты, фейзеры, пушки и даже атомная бомба – в ход идет настоящее оружие, но вы остаетесь в сторонке. Роботы воюют сами, по вашим командам. В этом-то и смысл! Запрограммировать роботов на победу! Команды самые разные – держать оборону, отправиться вперед на 50 миль, захватывать вражеские заводы, захватывать или уничтожать вражеские базы!

Конечно, было не совсем понятно, что к чему и как. Тогда не было Ютуба, чтобы подсмотреть прохождение. На разгадывание стратегии победы первой в мире RPG у многих уходили месяцы и даже годы. До сих пор на Ютубе появляются новые варианты прохождения. Как оказалось, можно одержать победу всего за 10 минут!

В 2000-ых были созданы многочисленные римейки, улучшена графика.

Добавьте описание
 

Не менее захватывающими являются похождения веселого яйца по имени Dizzy.

Добавьте описание
 

Кстати, желающие создать свою игру в данном стиле могут использовать движок DizzyAGE. Конечно, не Unity 3D, но можно значительно упростить создание новых игр в привычном стиле.

Конечно, сейчас, когда на Ютубе сотни и тысячи прохождений даже достаточно редких игр, становится ясно: каждая игра из серии Dizzy – задачка на час-полтора. Но без подобной «подмоги» игрокам приходилось тратить недели, месяцы и даже годы, чтобы все равно не достичь успеха! Форумов ведь не было, попросить помощи, совета – не у кого. Несмотря на чрезвычайную популярность Спектрума на русскоязычном пространстве, он мог присутствовать в единственном экземпляре в большом многоквартирном доме. Так что приходилось разбираться во всём либо самому, либо коллективом, состоящим из нескольких человек, жадно переводя инструкции с английского языка!

***

А как насчет гонок, стрелялок? Да пожалуйста! Но все же графика – не самая сильная сторона Спектрума, хотя смотря, с чем сравнивать! Вообще, в те времена персональный компьютер считался диковинкой, был редкостью, да и нельзя было его использовать хотя бы для таких привычных задач как сканирование, распечатывание, набор текста.

С графикой дела обстояли следующим образом. У кого были, использовали дисплей, монитор. Но в ход часто шли телевизоры, в том числе маленькие, черно-белые. Разрешение 256 на 192 пикселя, что очень мало по современным меркам. Но все же хватало. Да что уж говорить, ведь и на Ютубе еще не так давно максимальным расширением было 360p. Это сейчас мы привыкли к FullHD и 4к!

Поэтому сильная сторона игр для Спектрума – именно продуманность, стратегия. Одна из самых загадочных и легендарных игр – «Элайт».

Добавьте описание
 

Игра «Элайт» попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она считается первой игрой, в которой появился процедурно сгенерированный трехмерный мир.

И это на 16 килобайтах оперативки! Также игра удерживает рекорд как самая продолжительная серия космических симуляторов.

Добавьте описание
 

***

Рассказывать об играх можно очень долго. Но мы ведь не праздно интересующиеся, не просто геймеры. Нам ведь интересно узнать, как это все «добро» на свет появлялось, не так ли? Но прежде, чем рассмотрим вопросы разработки, следует обратить внимание на что-то очень важное. Это – звук.

Для подачи звукового сигнала в Basic использовалась команда BEEP. Она позволяет воспроизводить звуки практически любой высоты и продолжительности. Но без полифонии. По типу звонков на допотопных Nokia. Если хорошо постараться, можно получить достаточно интересную композицию. Но все же некоторые игры отличались необычным аудио сопровождением. Например, космическая бродилка «Хронос»

 
 
Добавьте описание
 

запоминается не только своим сюжетом, но и саундтреком

https://www.youtube.com/watch?v=Iz46pCROkjM

В наше время на Ютубе немало ремиксов этой композиции.

Автор –Тим Фоллин.

Добавьте описание
 

***

Вычислительные мощности Спектрума вряд ли можно назвать выдающимися, но все же их хватало для серьезных вычислительных процессов. Например, интеллектуалы и те, которые себя к ним причисляют, хотя бы раз в недельку тратили время на то, чтобы сразиться с шахматной программой «IS CHESS» (ис чесс).

Добавьте описание
 

***

Кстати, а все же, как насчет практического применения? Можно ли было и можно ли сейчас использовать Спектрум для выполнения реальных задач? Давайте подумаем!

Одна из самых популярных практических программ – ArtStudio.

Добавьте описание
 

«Записная книжка» – есть несколько вариаций, но ее вряд ли можно назвать полноценным текстовым редактором. Да, можно писать и даже сохранять, чтобы потом загружать и продолжать, но сомнительно, что кто-то использовал подобные программы для написания книг и прочего творчества.

Дело еще и в том, что пик популярности «Спектрума» пришелся на начало 90-ых. Западное сообщество уже пересело на более современные и мощные компьютеры, а многие жители разваливающегося СССР только начинали свое знакомство с ZX Spectrum.

Музыкальные редакторы – их имелось тоже великое множество, позволяли создавать достаточно неплохие трэки с неплохим звучанием, но все же называть их профессиональной музыкой никак было нельзя. Синтезаторы Yamaha и других производителей активно использовались в коммерческих целях, поэтому музицирование на ZX Spectrum носило скорее любительский характер.

Конечно же, практическое применение «Спекки» у каждого свое, но в целом, оно заключалось в том, чтобы играть в игры, либо упражняться в Бейсике. Если вам посчастливилось обладать этим уникальным произведением искусства в начале лохматых 90-ых, обязательно отпишитесь.

***

А что же с разработкой? Как писали игры для Спектрума? Простейший и самый доступный вариант – это Бейсик. Не надо ничего настраивать, достаточно включить компьютер – и мигающий курсор сразу же предложит вам ввести первую команду.

Таким нехитрым способом можно написать достаточно сложные игры, например, какой-нибудь Морской бой. Главное ведь не графика, а алгоритм. Чтобы избежать спагетти-кода можно писать подпрограммы и отправляться в них с помощью команды GOSUB (гоусаб), а потом возвращаться через RETURN. Это был отличный язык для изучения программирования. Желающие тряхнуть стариной могут легко найти увесистую книженцию на целых 236 страниц,

посвященную программированию на ZX Spectrum.

Добавьте описание
 

Прогрессивной версией был Laser Basic – больше графических возможностей, окна, спрайты, около сотни новых операторов и функций, увеличена скорость исполнения.

Добавьте описание
 

Многие разработчики игр, как уже было сказано, использовали движки. Это значительно экономило время и прочие ресурсы особенно тогда, когда речь шла о разработке следующих версий игр. Например, компания Elite Systems занималась разработкой игр для «Спектрума» на компьютере Tatung (тАтанг).

Добавьте описание
 
Добавьте описание

На Википедии есть статья под названием «Список игр на ZX Spectrum». Она включает огромное количество позиций. Среди разработчиков и частные лица, и компании. Дата выхода первой – 1982 год, последней – 2014. Но в целом, коммерческий геймдев закончился в районе 1992-1993.

***

«Спектрум» сегодня – кусок железа, который стоит выкинуть или все же полезная штуковина, которая еще сгодится для «поиграть»? Конечно, «Спектрум» сегодня – раритет. Его нет особого смысла продавать или покупать. Ну разве что для какой-нибудь частной коллекции.

А что, если вам вдруг сильно захотелось поиграть в игрушку или поупражняться в Бейсике? Есть эмуляторы. Легко устанавливаются, позволяют запустить любую игру. Кстати, не Легко ищутся в сети, легко запускаются, позволяют поностальгировать.

Можно и без эмуляторов. Достаточно загуглить название какой-нибудь более-менее популярной игры, и можно найти веб-сайт, который предоставляет возможность поиграть на большом экране. Конечно, работает не «Спектрум», но ремейки очень хорошие, часто даже разница незаметна.

Ну а все же, можно ли вдохнуть новую жизнь в «Спектрум»? Подключить, например, к Интернету? Оказывается, можно! В 2015 году пользователь Atrolux известный в узких кругах сообщества ZX-PK.ru сообщил о том, что ему удалось справиться с этой задачей. Пришлось, конечно, поупражняться, приобрести дополнительное оборудование, но в итоге получилось. Впрочем, большого смысла это не имеет.

Ну что делать в Интернете без Гугл Хрома или какого-нибудь более-менее современного браузера?

***

Кстати, что насчет апгрейда? Изначально Спектрум поставлялся в виде разных модификаций, которые отличались объемом памяти – 16 / 48 / 128 Килобайт. Есть возможности апгрейда памяти до 256 Килобайт.

Поляки утверждают, что умудрились установить целых 4 мегабайта памяти.

Рассказывая о «Спектруме», абсолютно невозможно не вспомнить о главном элементе управления игровым процессом. И была это вовсе не клавиатура, а джойстик, и не простой, а специальный – под названием Kempston Joystick.

Добавьте описание
 

***

Влияние «Спектрума», в целом, очень большое – и на индустрию геймдева, и на мальчишек, которые сейчас стали программистами именно благодаря тому, что когда-то хотели написать на Бейсике свою игру, рисовали на ватмане лабиринты из десятков комнат, и не понимали, как же добиться красочной картинки!

80-е годы, безусловно, были временем инноваций, поистине рождением рынка домашних компьютеров. Эта эпоха заставляет вспомнить Apple II, Commodore 64 и не менее известный, по крайней мере, в странах СНГ, ZX Spectrum. При цене в 99 фунтов стерлингов это устройство было продано в количестве 5 миллионов экземпляров. А уж сколько было сделано своими руками в России, Украине, Беларуси, других странах? Этого не сосчитать!

ZX Spectrum – не какая-то приставка или игровая консоль, а настоящий компьютер. Безусловно, он был не единственным на рынке. В это же время развивались, обретали популярность, в том числе в русскоязычных странах и другие, но вряд ли можно найти другой компьютер, вокруг которого образовалась целая экосистема. Например, в западных странах выходили целые журналы, посвященные «Спекки».

«Your Spectrum», «Your Sinclair», «Crash» – в этих и других изданиях публиковались руководства по программированию, тексты программ. В странах СНГ особой популярностью пользовались не только журналы, но и книги. Самое известное из периодических изданий – «ZX-Ревю» . С 1990 по 1997 год вышло больше 4 десятков номеров.

В 1995 году вышла последняя из серии 9 книг под названием “Все о ZX Spectrum”

Конечно, печально! Что же именно печально? Запоздал «Спектрум» в наше русскоязычное сообщество. Компьютер, конечно, чудесный, игры великолепные, но хороша ложка к обеду. 24 августа 1995 года вышла Windows 95, сами понимаете, с какими возможностями и для каких компьютеров, а у нас ещё писались да публиковались разного рода материалы о «Спектруме», который из принципиально другой эры.

Но в целом, учитывая то, что в середине 90-ых далеко не у каждого было подключение к Интернету, да и вообще информация о том, что есть какие-то там IBM PC, использование «Спектрума» для игр и изучения программирования было отличным вариантом. Сейчас, правда, это уже история.

Пишите в комментах какие древние компьютеры были у вас, был ли спектрум и если был, что же вы такого на нём делали.

 
 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *